Аннотация к рабочей программе педагога-психолога
Рабочая программа (далее - Программа) разработана педагогом-психологом Бектуровой Г.М. для обучающихся в возрасте 1,5 - 7 лет в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО), на основе основной Образовательной программы Государственного казенного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 63 «Золотая рыбка» (далее – ГКДОУ) и с учетом образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, кроме того, учтены особенности образовательного учреждения, региона, образовательных потребностей и запросов воспитанников и концептуальные положения, используемые в ДОУ.
В основе разработки Программы:
- Федеральный Закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в РФ»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
-Устав ГКДОУ д/с № 63 «Золотая рыбка» города Байконур (утвержден Управлением образования города Байконур от 15.06.2018г. № 13-1/19-216). Программа определяет содержание и структуру деятельности педагога-психолога по направлениям: психопрофилактика, психодиагностика, психокоррекция, психологическое консультирование, психологическое просвещение и поддержка деятельности ГКДОУ в работе с детьми, родителями воспитанников, педагогами, администрацией ГКДОУ.
Программа включает в себя организацию психологического сопровождения деятельности ГКДОУ по основным образовательным областям – социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие, в результате обеспечивается единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач воспитательно-образовательного процесса в ГКДОУ, что обеспечивает разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Учитывая специфику профессиональной деятельности педагога-психолога ГКДОУ, – значительное место уделяется целенаправленной деятельности по профилактике, поддержанию и коррекции нарушений развития детей. Содержание Программы реализуется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников.
Цель Программы: определение основных направлений психологического сопровождения реализации образовательных инициатив для обеспечения полноценного формирования интегративных качеств дошкольников, в том числе общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств с приоритетным направлением познавательного и речевого развития; предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в их психическом развитии.
Данная цель конкретизируется в следующих задачах:
- предупреждать возникновение проблем развития ребенка;
- оказать помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития.
- повышать психолого-педагогическую компетентность (психологическую культуру) родителей воспитанников и педагогов;
- обеспечить психологическое сопровождение реализации образовательной программы и развития ГКДОУ в целом.
Содержание психолого-педагогической работы включает:
1.Образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно- исследовательской, продуктивной (изобразительной, конструктивной и др.), музыкальной, чтения.
- Образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов.
- Самостоятельную деятельность детей.
- Взаимодействие с семьями детей по реализации основной образовательной программы дошкольного образования.
- Психологическое сопровождение реализации основной общеобразовательной программы ГКДОУ по освоению образовательных областей
- Содержание деятельности педагога-психолога в рамках психолого-медико-педагогической комиссии ГКДОУ:
-работа с детьми;
-работа с педагогами;
-работа с родителями.
Принципы и подходы в организации образовательного процесса:
- Содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики.
- Системность диагностического, коррекционно-развивающего и профилактико- просветительского направлений.
- Соответствие возрастным, психологическим и индивидуальным возможностям и особенностям детей ДОУ.
При разработке Программы учитывались научные подходы формирования личности ребенка:
- Культурно-исторический подход (Л.С.Выготский, А.Р.Лурия)
- Деятельностный подход (Л.А.Венгер, В.В.Давыдов, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, Н.Н.Поддьяков, Д.Б.Эльконин и др.)
- Личностно-ориентированный подход (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев,В.А.Петровский, Д.Б.Эльконин и др.)
Программа включает три раздела: целевой, содержательный, организационный.
Целевой раздел содержит: цели и задачи, принципы и подходы к реализации Программы, целевые ориентиры работы педагога-психолога.
В содержательном разделе Программы раскрыто содержание психолого-педагогической работы педагога-психолога по направлениям: психопрофилактика, психокоррекция, психодиагностика, психологическое консультирование и поддержка деятельности ДОУ в работе с детьми, родителями воспитанников и педагогами ДОУ.
Организационный раздел включает условия реализации Программы, диагностический инструментарий, тематическое планирование коррекционный работы.