Рабочая программа (далее - Программа), рассчитанная на обучающихся в возрасте 1,5 – 7 лет, разработана музыкальным руководителем Токтхаевой О.А. в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО), на основе основной Образовательной программы Государственного казенного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 63 «Золотая рыбка» (далее - ГКДОУ д/с № 63 «Золотая рыбка») и с учетом образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, кроме того, учтены особенности образовательного учреждения, региона, образовательных потребностей и запросов воспитанников и концептуальные положения, используемые в ДОУ.
В основе разработки Программы:
- Федеральный Закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в РФ»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
-Устав ГКДОУ д/с № 63 «Золотая рыбка» города Байконур (утвержден Управлением образования города Байконур от 15.06.2018г. № 13-1/19-216).
Парциальные программы:
- А.П.Радынова "Музыкальные шедевры"М.,2000
- И.М.Каплунова, И.А.Новооскольцева "Ладушки"
- А.И.Буренина "Ритмическая мозайка"СПб.:ЛОИРО,2000
Программа включает в себя следующие разделы: слушание, пение, песенное творчество, музыкально-ритмические движения, развитие тнцевально-игрового творчества, игры на детских музыкальных инструментах, пальчиковая гимнастика.
Основная идея Программы – гуманизация, приоритет воспитания общечеловеческих ценностей: добра, красоты, истины, самоценности дошкольного детства.
В основу Программы положен полихудожественный подход, основанный на интеграции разных видов музыкальной деятельности:
- исполнительство;
- ритмика;
- музыкально-театрализованная деятельность, что способствует сохранению целостности восприятия, позволяет оптимизировать и активизировать музыкальное развитие ребенка.
Цель: создание условий для развития музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста средствами музыки, ритмопластики, театрализованной деятельности.
Задачи:
- Продолжать приобщать детей к музыкальной культуре, воспитывать художественный вкус;
- Продолжать обогащать музыкальные впечатления детей, вызывать яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера;
- Совершенствовать звуковысотный, ритмический, тембровый и динамический слух;
- Способствовать дальнейшему формированию певческого голоса, развитию навыков движения под музыку;
- Обучать игре на детских музыкальных инструментах;
- Знакомить с элементарными музыкальными понятиями.
Принципы и подходы в организации образовательного процесса:
-Принцип создания непринужденной обстановки, в которой ребенок чувствует себя комфортно, раскрепощено;
- Принцип целостного подхода в решении педагогических задач:
а) обогащение детей музыкальными впечатлениями через пение, слушание, игры и пляски, музицирование;
б) претворение полученных впечатлений в самостоятельной игровой деятельности;
в) приобщение к народной культуре.
- Принцип последовательности, предусматривающий усложнение поставленных задач по всем разделам музыкального воспитания;
-Принцип соотношения музыкального материала с природным, народным, светским и частично с историческим календарем;
- Принцип партнерства, благодаря которому группа детей, музыкальный руководитель и воспитатель становятся единым целым;
- Принцип положительной оценки деятельности детей, что способствует еще более высокой активности, эмоциональной отдаче, хорошему настроению и желанию дальнейшего участия в творчестве;
-Принцип креативности;
-Принцип интегративности;
-Принцип цикличности;
-Принцип вариативности;
-Принцип контрастного сопоставления репертуара;
-Принцип адаптивности;
-Принцип деятельности.
Подходы:
▪ Качественный
▪ Генетический
▪ Возрастной
▪ Культурно-исторический
▪ Личностный
▪ Деятельностный:
Программа включает три раздела: целевой, содержательный, организационный.
Целевой раздел содержит: цели и задачи реализации Программы, возрастные особенности контингента обучающихся, планируемые результаты рабочей программы.
В содержательном разделе Программы раскрыты особенности, формы, способы и методы организация образовательного процесса, комплексно-тематическое планирование образовательного процесса, перспективное репертуарно-тематическое планирование, организация взаимодействия с родителями воспитанников, виды и формы организации культурно - досуговой музыкальной деятельности.
Организационный раздел включает условия и средства реализации Программы: особенности организации развивающей предметно - пространственной среды, программно- методическое обеспечение, применение современных образовательных технологий (здоровьесберегающие, информационно-коммуникативные, игровая, технология «ТРИЗ», технологии исследовательской деятельности, формы развития музыкальности).