Версия для слабовидящих Обычная версия A A+ A++
Государственное казенное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №2 «Апельсин»

Город Байконур, улица Горького, дом 38
Режим работы
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
07:00 - 19:00
Сб
Вс
Выходной

Музыка занимает важное место в воспитании детей дошкольного возраста. Это объясняется и спецификой этого вида искусства, и психологическими особенностями дошкольников. Музыку называют «зеркалом души человеческой», «эмоциональным познанием» (П. М. Теплов). Она отражает отношение человека к миру, ко всему, что происходит в нем и в самом человеке. А наше отношение – это, как известно, наши эмоции. Значит, именно эмоции являются главным содержанием музыки, что и делает ее одним из самых эффективных средств формирования эмоциональной сферы человека, прежде всего ребенка.

Эмоциональная сфера является ведущей сферой психики в дошкольном детстве. Она играет решающую роль в становлении личности ребенка. Только полноценное формирование эмоциональной сферы ребенка дает возможность достичь гармонии личности, «единства интеллекта и аффекта» (Л. С. Выготский).

Известно: что в дошкольном возрасте ребенок наиболее эмоционален, и потому значение его встречи с высокохудожественной музыкой трудно переоценить. Музыка, кроме того, способствует становлению познавательной и нравственной сфер.

Однако наши дети живут и развиваются в непростых условиях музыкального социума. Современную рок-музыку, которая звучит повсюду и культивируется средствами массовой информации (хотим мы этого или нет), слышат и наши дети. Ее сверхвысокие и сверхнизкие частоты, невыносимая громкость, минуя сознание, «попадают» в область подсознание, таким образом оказывая сильнейшее отрицательное воздействие на эмоциональное состояние человека, разрушая его душу, интеллект, личность.

Поэтому музыкально-ритмическое развитие надо получать уже будучи не во взрослом состоянии, а начиная с дошкольного возраста!

Вспомним, народная мудрость гласит: «Что посеешь, то пожнешь». Так вот сеять надо раньше, тем всходы будут крепче и уверенней. От того, что желания детей часто не совпадают с возможностями и знаниями о музыке их родителей, приводит к малой заинтересованности дошколят.

Глобально эта социальная проблема может быть решена с усилиями музыкального руководителя детского сада в контакте с педагогами, родителями детей. И, наконец, эти усилия помогут расширить познания и музыкальные способности у детей до 7 лет.

Можно по-новому подойти к отдельным вопросам развития дошкольников с 3-летнего возраста через использование современной музыки, учитывая при этом, что развитие ребенка взаимосвязано с особенностями мира его чувств и переживаний.

ЗАДАЧИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ

1. Создать условия для обогащения педагогического опыта воспитателей в группах, музыкальном зале для формирования у детей музыкально-ритмических способностей.

2. Научить слышать, слушать и понимать музыкально-танцевальные произведения, чувствовать их красоту и эмоционально выражать свои восприятия через пение – движение – современный танец.

3. Развивать эстетическое восприятие, воображение детей, их образные представления через объединение различных ощущений (зрительных, слуховых, тактильных, двигательных), через сюжетно-двигательные композиции.

4. Обеспечить единство в работе ДОУ, семье и учреждениях социума по эстетическому воспитанию дошкольников.

5. Воспитывать у дошкольников любовь к музыке, движениям и потребность к артистическому воплощению в сотрудничестве с педагогами и родителями.

СОСТАВЛЯЮЩИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

10 психофизиологических механизмов, составляющих творческий процесс:

• цельность восприятия – способность воспринимать художественный образ целиком, не дробя его;

• оригинальность мышления – способность субъективно воспринимать предметы и явления окружающего мира посредством чувств, через личностное, оригинальное восприятие и материализовывать в определенных оригинальных образах;

• гибкость, вариативность мышления – способность переходить от одного предмета к другому, далекому по содержанию (например, музыка и литература);

• легкость генерирования идей – способность легко, в короткий промежуток времени выдавать несколько разнообразных идей;

• сближение понятий – способность находить причинно-следственные связи, ассоциировать отдаленные понятия;

• способность запоминать, узнавать, воспроизводить информацию обеспечивается индивидуальным объемом и надежностью памяти;

• работа подсознания – необходимое условие при выдвижении гипотез и генерировании идей, поэтому предвидение или интуиция – необходимая составляющая для любого творческого процесса;

• способность к открытию – это установление неизвестных ранее, объективно существующих закономерностей предметов и явлений окружающего нас мира, вносящих коренные изменения в уровень познания;

• способность к рефлексии – способность к оценочным действиям;

• воображение или фантазия – способность не только воспроизводить, но и создавать образы или действия.

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА МУЗЫКАЛЬНОГО

ВОСПИТАНИЯ

На первоначальном этапе целесообразно диагностическое обследование детей по музыкальному воспитанию – проявление творческих способностей, анкетирование родителей и педагогов.

На основе результатов обследований строится дальнейшая работа. Для развития творческих способностей детей разрабатывается перспективное планирование работы кружка и индивидуальный лист-сопровождение для каждого ребенка.

Подбираются эффективные формы и методы работы с детьми для обогащения «словаря эмоций и движений»:

• танцевально-двигательные и телесно-ориентированные техники;

• театрализованные игры и упражнения в общении с детьми (по системе А. Н. Бурениной);

• игры, развивающие активность, самостоятельность и творческую инициативу;

• образные упражнения;

• сюжетные и несюжетные игры.

Для повышения профессионального мастерства педагогов проводятся консультации, организуются встречи в творческой мастерской.

Как познакомить малыша с основами музыкального образования? У детей дошкольного возраста явно неосознанное стремление познания чего-то нового, необычного, каковым и является многогранное музыкальное искусство. Создать такие ситуации, при которых тяга детей к познанию и восприятию музыкальных произведений станет постоянной, – вот первая задача.

Начать следует с диагностического обследования детей на основании программы И. М. Каплуновой и И. А. Новоскольцевой «Ладушки». Основываясь на результатах обследования, строить дальнейшую работу. Для развития творческих способностей детей разрабатывается перспективное планирование кружка и индивидуальные планы работы с детьми и педагогами.

В каждой группе детского сада оформляются интересные, образные и сюжетные уголки по музыкальному воспитанию:

• «До-ми-соль-ка»;

• «Веселые нотки»;

• «Квартет»;

• «Цветик-семицветик»;

• Веселый паровозик.

Оборудуется и эстетически оформляется музыкальный зал с разнообразными методическими и дидактическими пособиями.

Для того, чтобы ребенок именно в дошкольном возрасте легче освоил способы воплощения отдельных явлений жизни через музыку, вводные тематические занятия лучше проводить 1 раз в месяц (для всех возрастов) с целью выявления уровня знаний, определения темы и содержания последующей работы.

Тематика вводных занятий представлена четырьмя направлениями:

• Музыка в сезонных явлениях.

• Какие чувства передает музыка?

• О чем рассказывает музыка?

• Как рассказывает музыка?

Важно то, что теоретические знания каждого занятия подкрепляются практическими приемами через игры, этюды, упражнения, цель которых – тренировка наблюдательности мышления, умение составлять характеристику музыкального произведения и подведение детей к обобщениям. Например, на предложенную музыку «Польки» И. Штрауса дети должны в движении создать образ Петрушки.

Предварительно проводится краткая беседа о том, каким должен быть Петрушка.

Пляски по заданию придумывать сложнее, чем выражать музыку в движении по своему замыслу. Многие дети стараются смешное изобразить мимикой лица, а не движением.

Большое внимание в работе с детьми стоит уделять проявлению творческих начал воспитанников, поэтому занятия проводятся так, чтобы дети не ждали «готовых сведений», а «сами делали открытия». Например: на музыку «Три поросенка» дети подготовительной группы создают интересную пляску-картинку «Три поросенка», используя знакомые танцевальные движения «Боковой галоп», «Подскоки», украсив танец игрой на бубне и имитацией игры на дудках.

Радость открытия нового формирует у ребят познавательную мотивацию, преодоление трудностей в отработках движений танца, разучивании ролей, развивает волевые качества.

Работа по освоению навыков исполнения выразительного движения обогащалась более сложным, высоким уровнем при выполнении заданий.

С малышами лучше начинать работать с музыкально-двигательных импровизаций, то есть на предложенную музыку все дети двигаются одновременно, передавая характер музыки. Те ребята, движения которых более выразительны, показывают свою импровизацию.

Дети-зрители оценивают просмотренное, а взрослый поясняет, почему увиденное признается красивым.

В средней группе задания усложняются. Предлагается дать название тому этюду или пляске, которую ребенок придумал.

В старшей группе на предложенную музыку дети задумывают образ. Это способствует развитию творчества у детей.

В подготовительной группе возможно создание коллективных танцев, наиболее сложный этап. Таким образом, детей очень обогащает творческая деятельность. Они целенаправленнее, внимательнее слушают музыку, разбираются в средствах выразительности. И самое главное – у них необычайно повышается интерес к самостоятельной, музыкальной, творческой деятельности.

Известно, что коллективный танец сложен в композиционном отношении, требуется участникам определить место, найти форму танца, добиваться одновременно симметричных, «зеркальных» движений всех ее участников.

Учитывая специфику дошкольного возраста детей, тематические занятия можно проводить по типу путешествий, пребывания в гостях у сказки, героя, гостя, что помогает увлечь детей участием в теме, достичь цели – раскрыть сложные понятия о музыке.

Тема музыкально-ритмического воспитания многогранна и сложна, и поэтому базисно-педагогическим средством в ней являются музыкально-ритмические движения.

Тематика и содержание их отражает понятные и близкие детям явления окружающей действительности, раскрывают знакомые образы животных, птиц и их действия. Такие упражнения повышают творчество и воображение в музыкальном развитии детей, развивают познавательную активность.

Работая над образными упражнениями можно использовать музыку современного композитора Е. Железновой. «Аэробика для малышей», «Ритмика», «Игровая гимнастика».

Для формирования чувства ритма включаются ритмо-речевые упражнения. Все дети исполняют эти упражнения с огромным желанием. Однако для создания яркого образа необходимо достаточное время. Поэтому ритмо-речевые игры разучиваются в несколько этапов:

– При начальном ознакомлении с произведением внимание детей сосредоточено на тексте и сюжете стихотворения, интонирование осуществляется как подражание речевой пластике педагога.

– На следующем этапе внимание обращается на ритм, уточняется рисунок интонации.

– Заключительный этап отличается свободным характером исполнения с возможными вариантами интонирования. Именно такой подход помогает сконцентрированно отрабатывать чувство ритма, память, речевое интонирование, формировать двигательные способности.

Наблюдения за детьми показывают, что у них неустойчивая память, поэтому много приходится внимания уделять повторению, а этот процесс не является особо эффективным.

С этой целью разрабатываются наглядные схемы-карточки по вариантам движений рук, ног, туловища.

В результате работы с ними дети лучше запоминают движения, положения рук, ног. Выполняют их более выразительно, ритмично. Чтобы поддержать интерес к музыкально-двигательной активности детей, применяются пластические этюды, как эмоционально-образное средство, что позволяет ребенку перевоплотиться в какой-либо образ с эмоционально-окрашенными движениями. Это вызывает у детей радость и удовлетворение.

Предлагаемые детям этюды – это фактически очень маленькие и легкие музыкальные спектакли, великолепно развивающие не только музыкальность и двигательную сферу, но и воображение ребят.

Этюду предшествует предварительная работа по всем направлениям: от ориентировки в пространстве до обучения танцевальным движениям.

Итогом работы по музыкально-ритмическому воспитанию являются комплексы музыкально-ритмической гимнастики, которая проводятся с 4–7 лет 3 раза в неделю.

Анализ результатов диагностики приводит к необходимости организации кружковой работы для детей с хорошими вокальными данными.

Таким образом, появляется кружок, целью которого являются:

• совершенствование навыков вокально-песенных данных;

• формирование творческих способностей.

План работы составляется на 2–4 года работы.

Занятия ведутся один раз в неделю. Тематика занятий определяется по месяцам учебного года с сентября по май в перспективном плане. О результатах такой работы с детьми можно судить по следующим показателям:

• желание каждого из посещающих кружок заниматься;

• приобретение детьми опыта в вокально-певческих навыков;

• показатели итоговой диагностики;

• участие «кружковцев» в гала-концертах, шоу-программах.

Особое значение в развитии творчества имеют сюжетные и несюжетные игры. Играя, ребенок активно слушает музыку и непосредственно на нее реагирует. Музыка определяет развитие игры, раскрывает образы, создает интерес к игре, а эмоциональный рассказ перед игрой, выразительное исполнение музыки позволяют детям видеть свои индивидуальные оттенки при исполнении ролей. Совпадение образного слова, музыки и движения развивают детское воображение, ребенок точнее передает характер игрового персонажа, движения становятся свободными, исчезает скованность, появляется уверенность – показатель правильности системы в работе с дошкольниками.

Дети с интересом играют в музыкально-дидактическую игру «Веселые матрешки» (младший возраст). Воспитатель, взяв большую матрешку, «показывает» ритм, а дети, держа маленьких матрешек, повторяют ритм.

В игре «Веселый кубик» участвует группа детей. На сторонах кубика графически изображен ритм танцевальных движений: притопы одной ногой, двумя, тройной притоп, носок, бег, переменный шаг.

Дети по очереди бросают кубик и выполняют соответствующий ритмический рисунок.

С целью проверки полученных знаний и результата достижений проводятся развлечения, праздники, шоу-программы, которые доставляют детям, родителям, гостям много радости.

Современные исследования психологов и педагогов показали, что во всестороннем развитии ребенка велика роль труда совместно со взрослыми: родителями и педагогами группы.

Способны ли взрослые оказать помощь в развитии ритмических навыков?

Результаты анкетирования показывают, что большинство педагогов понимают значимость музыкального воспитания дошкольников, однако недостаточно компетентны в вопросах танцевальной культуры. Все педагоги указывают, что необходима дополнительная помощь, а именно консультации и практикумы.

Анкетирование родителей по выявлению творческих способностей детей показывает: что они понимают необходимость в музыкальном воспитании своих детей, но сами затрудняются в решении этой проблемы. Ответы их свидетельствует о том, что воспитание музыкальности очень важно и необходимо в дошкольном возрасте, однако в семье недостаточно уделяют этому внимания. Поэтому нетрадиционные родительские собрания «Встреча за круглым столом», занятия-практикумы, вовлекающие родителей в творческий процесс, имеют колоссальный успех, так как родители видят возросший уровень двигательных навыков у детей, то есть конкретный результат. Для каждого возраста детей проводятся музыкальные занятия, досуговые мероприятия, праздники с целью взаимодействия с детьми.

МЕТОДЫ

Цели, задачи и содержание музыкального образования дошкольников определяют выбор методов музыкального образования.

В переводе с греческого метод – путь, способ продвижения к истине, способ достижения какой-либо цели; совокупность приёмов. Традиционно в педагогике метод определяется как упорядоченный способ деятельности для достижения учебно-воспитательных целей. При этом метод включает такие характеристики, как направленность обучения (цель), способ усвоения (последовательность действий), характер взаимодействия субъектов (преподавание и учение).

В музыкальной педагогике методы музыкального обучения рассматриваются как способы организации усвоения содержания предмета, отвечающие целям и ведущим задачам учебного процесса

Исходя из специфики основных задач музыкального воспитания дошкольников, методы и приемы музыкального воспитания определяются как способы взаимосвязанной деятельности педагога и детей, направленные на развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры.

Опираясь на анализ данных подходов к определению методов в области музыкальной педагогики, методы музыкального образования можно определить как систему взаимосвязанных действий педагога и ребёнка, направленных на освоение духовно-нравственного потенциала музыки и достижение целей музыкального образования.

СЛОВЕСНЫЕ МЕТОДЫ

Беседа – разновидность словесного метода в музыкальной педагогике, направленная на выявление эмоционального отклика ребёнка на прослушанное музыкальное произведение или конкретизацию содержания музыкального произведения перед его прослушиванием. Беседа с детьми обычно строится в форме вопросов и ответов. При проведении беседы рекомендуется сохранять следующую последовательность вопросов:

1. Какие чувства передает музыка? (Характеристика эмоционально-образного содержания музыки);

2. О чём рассказывает музыка? (Программа музыкального произведения, его изобразительные моменты);

3. Как рассказывает музыка? (Анализ выразительных средств музыки и их роль в создании музыкального образа).

Рассказ используется, как правило, в работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста перед восприятием программных музыкальных произведений и проведением сюжетных музыкальных игр. Данная разновидность словесного метода актуализирует ассоциативное и творческое мышление детей, развивает их воображение, углубляет представление ребёнка о музыкальном образе.

Объяснение как разновидность словесного метода применяется в процессе знакомства с новым музыкальным произведением. Объяснение должно быть кратким, ясным и четким, что способствует пониманию задания, стоящего перед ребёнком в процессе общения его с музыкой. Объяснение может сопровождаться показом тех или иных действий.

При использовании разновидностей словесного метода необходимо помнить, что чрезмерная вербализация учебно-воспитательного процесса может привести к снижению самоценности музыки как средства общения и снизить значимость собственно музыкальной деятельности ребёнка.

 

ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРАКТИЧЕСКИЙ МЕТОД

Художественно-практический метод связан с двигательными реакциями и активными действиями ребёнка в процессе его общения с музыкой (воспроизведение музыки и передача переживаний, вызванных музыкой, в разных формах исполнительской деятельности, таких как вокализация, пластическое интонирование музыки, ритмические движения под музыку; выражение переживаний музыки с помощью творческих способов действий в различных видах музыкальной деятельности и т. д.).

Художественно-практический метод используется также в процессе показа педагогом исполнительских приёмов в пении, музыкально-ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах. Этот метод может приобретать проблемный характер, если педагог не только показывает способы действий, но и демонстрирует несколько вариантов выполнения этих действий, из которых ребёнку предлагается выбрать те варианты, которые наиболее полно соответствуют характеру музыки

 

МЕТОДЫ МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Наряду с общедидактическими методами в методике музыкального образования детей используются методы, обусловленные эстетической сущностью и интонационной природой музыкального искусства.

Н. А. Ветлугина, исходя из задач и сущности музыкально-эстетического воспитания, разработала четыре педагогических метода:

• Метод побуждения к сопереживанию и эмоциональной отзывчивости на прекрасное в окружающем мире, направленный на обогащение эмоционально-чувственного опыта ребёнка;

• Метод убеждения в процессе формирования эстетического восприятия;

• Метод упражнения в практических действиях;

• Метод поисковых ситуаций, побуждающих к творческим и практическим действиям.

 

МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

О. П. Радынова, исследуя музыкальную культуру дошкольников, выделяет следующие методы ее формирования:

• Метод контрастного сопоставления произведений (контраст в пределах одного жанра, одного настроения, между произведениями с одинаковыми или близкими названиями и т. п.);

• Метод уподобления характеру звучания музыки, активизирующий творческие проявления ребёнка, направленный на осознание музыкального образа.

Виды уподобления:

– Моторно-двигательное (передача характера музыки в движении);

– тактильное (прикосновение в соответствии с характером музыки);

– словесное (вербальная передача знаний о музыке);

– вокальное (подпевание);

– мимическое (передача характера музыки в мимике);

– тембро-инструментальное (оркестровка музыкальных произведений);

– интонационное (определение эмоциональной окраски музыки на основе разнообразия ее интонационного языка);

– цветовое (в основе приём «цвет – настроение»);

– полихудожественное (в основе – сравнение произведений различных видов искусства).

МЕТОДЫ, ОТРАЖАЮЩИЕ СПЕЦИФИКУ МУЗЫКИ

КАК ВИДА ИСКУССТВА

Анализ современной методической литературы позволяет выделить ряд методов музыкального образования, отражающих специфику музыки как вида искусства.

Метод создания художественного контекста (Л. В. Горюнова) направлен на развитие музыкальной культуры ребёнка через «выходы» за пределы музыки. Механизмом создания художественного контекста выступают при этом разнообразные связи музыки с другими видами искусства – живописью, поэзией и т. д., жизненными ситуациями и образами.

Метод создания композиций (Л. В. Горюнова, Д. Б. Кабалевский) предусматривает объединение разных форм общения ребёнка с музыкой при исполнении одного произведения. В качестве форм общения ребёнка с музыкой могут выступать:

– вокализация музыки;

– отражение её в рисунке;

– воплощение музыки в пластике движений;

и т. д.

Данный метод, внося игровой элемент в процесс освоения музыкального произведения, значительно обогащает музыкально-исполнительский опыт детей.

Метод размышления о музыки (Л. В. Горюнова, Д. Б. Кабалевский) направлен на развитие осознанного отношения ребёнка к музыке, формирование его музыкального мышления. Использование данного опыта опирается на формирование у ребёнка способности к индивидуальному слышанию и творческой интерпретации музыки.

Целевая функция метода не в том, чтобы «усвоить», «закрепить», «повторить», а в том, чтобы «пережить», «оценить», «выразить».

Метод забегания вперёд и возвращения к пройденному (Д. Б. Кабалевский), или метод перспективы и ретроспективы (Э. Б. Абдулин), ориентирует педагога на формирование у детей целостного представления о музыкальном искусстве, развитие у них способности к осмыслению пройденного материала на новом уровне.

Метод музыкальных обобщений (Э. Б. Абдулин) используется при реализации программ музыкального образования, имеющих тематическое строение. Метод направлен на обобщение знаний о музыке, воплощенных в тематизме программы.

Метод моделирования художественно-творческого процесса (Л. В. Школяр, М. С. Красильникова, Е. Д. Критская и др.) нацелен на повышение активного деятельного освоения произведений искусства. Реализация данного метода в области музыкального образования требует от ребёнка самостоятельности в добывании и присвоении знаний о музыкально-творческом процессе, осуществление деятельности, опирающейся на фантазию, интуицию, воображение, способности к индивидуальному слышанию и собственной интерпретации музыки.

Технология практической реализации метода включает следующую последовательность действий ребёнка:

• осознание творческого замысла и содержания музыкального образа;

• разработку логики развития сюжета и музыкального образа;

• выбор средств и приёмов воплощения музыкального образа (голосом, в пластике и т. д.);

• придание законченности продукту творчества, оформление результата творческого процесса.

Метод моделирования элементов музыкального языка (Т. Э. Тютюнникова и др.). Различные виды моделирования ритмических, звуковысотных отношений, динамики, темпа, музыкальной формы и др.

Метод пластического интонирования (Т. Е. Вендрова) направлен на передачу интонаций музыки в пластике движений. Эффективный приём данного метода – «свободное дирижирование» в процессе восприятия музыки.

Метод активизации творческих проявлений ребёнка (Т. Э. Тютюнникова и др.). В основе метода – импровизационно-творческая игра, сочетающая музыку, речь и движение.

Метод осознания личностного смысла музыкального произведения (А. А. Пиличяускас) направлен на вербализацию не музыки, а собственных переживаний ребёнка в ситуации восприятия музыки.

Метод музыкального переинтонирования (М. С. Красильникова, Л. В. Школяр и др.) нацеливает педагога на планомерное раскрытие ребёнку смысла музыки через интонацию в процессе ее изменений и развития, сравнения интонаций внутри одного образа, в разных частях одного произведения, в музыкальных произведениях различных стилей и жанров.

Перечисленные методы имеют многофункциональный характер и направлены на постижение музыки адекватными природе искусства средствами (при помощи языка, на котором говорит само искусство).

Выбор методов музыкального образования детей зависит от мастерства педагога, возрастных особенностей детей, уровня развития их музыкального и жизненного психологического опыта и т. д.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ДОШКОЛЬНИКОВ

Целенаправленное руководство музыкальным образованием детей дошкольного возраста выдвигает определенные требования к организации музыкальной деятельности детей.

К основным формам организации музыкальной деятельности дошкольников относятся:

• Музыкальные занятия;

• Использование музыки в повседневной жизни ДОУ;

• Праздники и развлечения;

• Музыкальное образование в семье.

Каждая из этих форм обладает своей спецификой.

 

ВИДЫ И ТИПЫ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ

Музыкальные занятия – основная форма организации музыкальной деятельности детей, позволяющая наиболее эффективно и целенаправленно осуществлять процесс музыкального воспитания, обучения и развития ребёнка.

Музыкальные занятия в зависимости от числа участвующих в них детей принято делить на несколько видов: индивидуальные музыкальные занятия; музыкальные занятия по подгруппам; фронтальные музыкальные занятия.

Индивидуальные музыкальные занятия проводятся с каждым ребёнком отдельно. Индивидуально в ДОО занимаются с детьми раннего и младшего дошкольного возраста 2 раза в неделю по 5–10 минут во вторую половину дня. Однако с целью совершенствования музыкально-исполнительских навыков детей, а также с отстающими детьми, этот вид занятия может применяться и с детьми в старших возрастных группах.

Музыкальные занятия по подгруппам, как правило, проводят с детьми 2–3 раза в неделю по 10–20 минут, в зависимости от возраста детей.

Фронтальные занятия проводятся со всеми детьми группы.

По содержанию все виды музыкальных занятий можно разделить:

• Типовые (или традиционные);

• Доминантные;

• Тематические.

Фронтальные занятия могут быть также комплексными.

Типовое (или традиционное) музыкальное занятие включает в себя все виды музыкальной деятельности детей (музыкально-исполнительскую, восприятие, творчество).

Доминантное музыкальное занятие может иметь две разновидности. Одна их них характеризуется преобладанием, какого-либо одного вида музыкальной деятельности, что позволяет более полно учесть его психологические и физиологические механизмы проявления.

Вторая разновидность, доминантного музыкального занятия может быть направлена на развитие какой-либо музыкальной способности детей. В этом случае доминантное музыкальное занятие может включать различные виды музыкальной деятельности, каждый из которых направлен на совершенствование этой способности (развитие чувства ритма, ладового чувства и т. д.)

Тематическое музыкальное занятие характеризуется наличием определенной темы, объединяющей все виды музыкальной деятельности детей.

В зависимости от характера выбранной темы тематические занятия принято подразделять на несколько разновидностей: собственно тематические (когда тема связана с музыкой и взята из жизни, например «Природа в музыке», «Времена года в музыке» и т. д.) Главное в этих занятиях – показать возможности музыки в передаче жизненных явлений.

Музыкально-тематические занятия (когда сама формулировка темы связана с музыкой, ее выразительными средствами, с музыкальными инструментами, с именами и творчеством композиторов и т. д.); сюжетные музыкальные занятия. Эти музыкальные занятия объединены не только одной темой, но и единой сюжетной линией («Сказка в музыке» и т. д.). Целостность музыкального занятия в данном случае достигается логикой развития выбранной темы, объединяющей содержание и виды музыкальной деятельности детей.

Комплексные музыкальные занятия основываются на взаимодействии различных видов искусства – музыки, живописи, литературы, театра и т. д. Цели этих занятий: объединить разные виды художественной деятельности детей (музыкальную, изобразительную, театрализованную, художественно-речевую и т. д.), обогатить знания детей о специфике различных видов искусства и особенностях выразительных средств; расширить представления детей о взаимосвязи искусств.

Подготовка к комплексным занятиям достаточно трудоёмка, она требует согласованных действий воспитателя и музыкального руководителя. Проводятся эти занятия примерно один раз в месяц со всей группой, как правило, с детьми среднего и старшего возраста

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

В деятельности музыкального руководителя ДОУ можно выделить три основных направления:

1. Музыкальный руководитель отвечает за правильную постановку и выполнение задач музыкального образования детей;

2. В перечень обязанностей музыкального руководителя входит оказание методической помощи педагогическому коллективу по организации музыкального образования дошкольников;

3. Важным направлением деятельности музыкального руководителя является его взаимодействие с родителями детей.

РАБОТА С ДЕТЬМИ

В перечень непосредственных обязанностей музыкального руководителя в работе с детьми входит: формирование основ музыкальной культуры ребёнка, развитие его музыкальных способностей; осуществление диагностики уровня музыкального развития детей; подбор высокохудожественного музыкального репертуара, доступного детям по эмоционально-образному содержанию; проведение групповых и индивидуальных музыкальных занятий с детьми; подготовка и проведение праздников, развлечений (в том числе тематических музыкальных вечеров, театральных постановок, музыкально-дидактических игр, сказок-драматизаций, постановок детских опер и т. д.); участие в подготовке учебно-наглядного материала, пособий по музыке, дидактических игр и т. д.; сопровождение музыкой утренней гимнастики и занятий физической культурой.

Одна из главных задач музыкального руководителя – сформировать у детей потребность в музыке и отношение к ней как к важнейшей духовной ценности.

 

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

С ПЕДАГОГАМИ

Взаимодействие музыкального руководителя с педагогическим коллективом дошкольного образовательного учреждения включает: ознакомление воспитателей с теоретическими вопросами музыкального образования детей; разъяснение содержания и методов работы по музыкальному образованию детей в каждой возрастной группе; обсуждение сценариев праздников и развлечений; участие в изготовлении праздничных декораций, костюмов, в оформлении интерьера дошкольного образовательного учреждения к праздникам; участие в организации предметно-пространственной музыкальной развивающей среды; оказание методической помощи педагогическому коллективу в решении задач музыкального образования детей; участие в педагоги-ческих советах дошкольного образовательного учреждения.

Формы взаимодействия музыкального руководителя и педагогического коллектива включают:

1. Индивидуальные и групповые (по 2–4 человека) консультации, в ходе которых обсуждаются вопросы индивидуальной работы с детьми, музыкально-воспитательной работы в группах, используемого на занятиях музыкального репертуара, вопросы организации музыкальной среды дошкольного образовательного учреждения; осуществляется работа по освоению и развитию музыкально-исполнительских умений воспитателей;

2. Практические занятия педагогического коллектива, включающие разучивание музыкального репертуара для детей;

3. Семинары, в ходе которых осуществляется знакомство с новой музыкально-методической литературой;

4. Практикумы, включающие наряду с теоретическим освоением материала практическое выполнение различных заданий в группах;

5. Выступления на педагогических советах с докладами, тематическими сообщениями по проблемам музыкального образования детей;

6. Проведение открытых музыкальных занятий, вечеров досуга с последующим их анализом и обсуждением с точки зрения взаимодействия всего педагогического коллектива в решении задач музыкального развития детей.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

С РОДИТЕЛЯМИ

Поиск новых форм сотрудничества музыкального руководителя с родителями детей является важнейшим направлением обеспечения качества музыкального образования дошкольников. Музыкальный руководитель должен акцентировать внимание на сохранении преемственности между семьей и дошкольным учреждением в подходах к решению задач музыкального образования детей. С этой целью музыкальный руководитель должен знакомить родителей с динамикой развития музыкальных способностей детей, с достижениями детей в области музыкального развития, с репертуаром, осваиваемым детьми в дошкольном образовательном учреждении (по желанию родителей).

Формы взаимодействия музыкального руководителя с семьёй ребёнка:

1. Индивидуальные беседы с родителями;

2. Консультирование родителей по вопросам организации музыкального воспитания детей в семье;

3. Выступления на родительских собраниях дошкольного образовательного учреждения с докладами о музыкальном образовании детей;

4. Открытые музыкальные занятия с детьми для родителей (с последующем обсуждением);

5. Конференции по вопросам взаимосвязи семьи и детского сада для решения задачи музыкального образования детей;

6. Анкетирование, опросы родителей с целью выявления условий музыкального развития ребёнка в семье;

7. Занятия-практикумы для родителей с целью их знакомства с детским музыкальным репертуаром, обучение совместному музицированию с детьми.

Помощь музыкального руководителя в организации совместной музыкальной деятельности детей и родителей в рамках «музыкальных гостиных», «семейных музыкальных клубов» способствует развитию традиций домашнего музицирования, оказывает положительное влияние на мотивационную сферу музыкально-образовательной деятельности.

 

Схема анализа занятия

1. Характеристика программных задач:

a. соответствие программе группы

b. Соответствие уровню развития детей данной группы

c. Объём программного содержания

2. Характеристика деятельности воспитателя:

a. Выделение приёмов, используемых для решения поставленных задач

b. Соответствие приёмов возрасту детей. Требованиям методики данной программы. Учёт индивидуальных особенностей детей.

c. Правильность, точность применения данных приёмов. Постановка цели занятия.

3. Характеристика деятельности детей

a. Освоение детьми программного содержания по задачам

b. Особенности поведения детей (активность, внимание, реагирует ли на приёмы активизации, принятие детьми цели занятия, достигнута ли детьми дидактическая цель, эмоции детей)

4. Психологическая оценка занятия

a. Психологический настрой на занятие. использование игровых организационных моментов.

b. Соотношение монологического и диалогического общения между детьми и воспитателем.

c. Учитывает ли воспитатель индивидуальные и психические особенности детей при проведении занятий

d. Психологическая дистанция между воспитателем и детьми (над, под, рядом, вместе)

e. Внешний облик воспитателя (поза, мимика и т.д.)

5. Характеристика условий проведения занятия

a. Соответствие требованиям санитарно-гигиенических условий

b. Соответствие требованиям сохранения здоровья (осанка)

Варианты анализа занятий в детском саду.

1. Структурный анализ

1) выявите структуру занятия

2) установите взаимосвязь между этапами

3) определите направленность основных этапов занятия на конечный результат, на решение программных задач

4) организация перехода воспитателем от одного вида деятельности к другому в рамках одного этапа или от этапа к этапу

5) целесообразность запланированного времени на каждый из этапов занятия.

2. Психологический анализ

1) воспитатель на занятии:

— четко ставит цели;

— излагает материал ясно, доступно;

— соблюдает логическую последовательность в изложении, выделяет главное;

— знает и учитывает психологические особенности детей;

— знает и учитывает индивидуальные особенности детей;

— умеет вызвать и поддержать интерес у детей в течение всего занятия;

— следит за реакцией детей, умеет снять напряжение, усталость;

— проявляет доброжелательность и такт по отношению к детям;

— обладает культурой речи (четкость дикции, экспрессия интонации, нормальный темп изложения);

— выражает заинтересованность в успехе.

2) дети на занятии:

— уровень знаний;

— сочетание теоретических знаний с практическим применением;

— доверие к воспитателю;

— желание заниматься;

— внимание, организованность, дисциплинированность, самостоятельность мышления;

— работа в индивидуальном темпе умственной деятельности;

— степень утомляемости;

— речь и суждения детей;

— взаимоконтроль, взаимооценка, самоконтроль, самооценка.

Анализ занятия в детском саду.

 

Организуя занятие с дошкольниками, необходимо, прежде всего, определить его главную цель. А заключается она в том, будет ли это занятие носить развивающий характер или преследовать сугубо обучающую цель. На обучающем занятии дети накапливают необходимый личностный опыт: знания, умения, навыки и привычки познавательной деятельности, а на развивающем они, используя приобретенный опыт, самостоятельно добывают знания. Поэтому в образовательном процессе дошкольного учреждения должны использоваться и развивающие и обучающие занятия. При этом необходимо помнить, что для того, чтобы ребенок мог быть успешен в собственной исследовательской деятельности, ему необходимы определенные знания и навыки.

Навыки самостоятельной исследовательской деятельности дети начинают приобретать на обучающих занятиях. С этой целью в них вводятся элементы проблемного изложения учебного материала, эвристической беседы, организуется коллективный или индивидуальный самостоятельный поиск, экспериментальная деятельность. Часто в практике такие занятия лишь подход к настоящим развивающим занятиям, суть которых в развитии категориальной структуры сознания и способности к самостоятельной поисковой деятельности по собственной инициативе ребенка, умении доопределять и переопределять задания, идущие от взрослого. Обучающие и развивающие занятия строятся по абсолютно разным схемам, и воспитатели должны это хорошо знать. Ниже мы приводим модели построения обучающего (часто его называют традиционным) и развивающего занятий.

Модель построения обучающего занятия.

Деятельность воспитателя

Деятельность ребенка

Мотивация деятельности

Возникновение интереса к

предстоящей деятельности,

готовность в восприятию

Изложение учебного материала

Восприятие

Закрепление учебного материала

Осмысление

Подведение итогов занятия,

индивидуальная оценка детей

Возникновение чувства

удовлетворения познавательной

деятельностью

Определение новых

целей

Возникновение интереса

к предстоящей новой

деятельности, ожидание ее

 

 

Подобная модель построения обучающего занятия оставляет педагогу достаточно большой простор для использования различных методик и обучающих технологий, поскольку не разрушается психологическая цепочка деятельности: «мотивация – восприятие – осмысление», - и, как правило, образовательной цели удается достичь в подавляющем большинстве случаев.

Анализируя подобное занятие, воспитателю, методисту, практиканту необходимо ответить на главные вопросы:

1. Удалось ли мотивировать детей к предстоящей познавательной деятельности?

2. Какие приемы мотивации были использованы и насколько удачными они были?

3. Как было организованно восприятие детей при изложении учебного материала (по времени, по пределу доступности излагаемого материала, по объему предлагаемой информации, по задействованию сенсорной сферы ребенка, по использованию приемов педагогической техники)? Особое внимание следует уделить доступности и объему информации, поскольку превышение доступности ведет к снижению интереса детей к деятельности, а превышение объема информации – к утомлению детей.

4. Какие приемы были использованы педагогом для активного осмысления детьми предлагаемого учебного материала, насколько они были успешны?

5. Какие приемы воспитатель использовал для оценки деятельности детей, принесли ли им чувство удовлетворения, не принижалось ли личное достоинство детей?

6. Способствовало ли подведение итогов занятия повышению интереса детей к данному виду деятельности?

7. И независимо от вида деятельности в заключение необходимо отметить, на развитие каких видов мышления делался упор на данном занятии (и осознанно ли это делалось педагогом) и как это выражалось в детской деятельности.

Формы анализа и самоанализа занятия.

1. краткий (оценочный) анализ – это общая оценка занятия, характеризующая решение образовательной, воспитательной и развивающей задач, их реализацию;

2. структурный (поэтапный) анализ – это выявление и оценка доминирующих структур (элементов) занятия, их целесообразности, обеспечивающей развитие познавательных способностей детей;

3. системный анализ – это рассмотрение занятия как единой системы с точки зрения решения главной дидактической задачи и одновременного решения развивающих задач занятия, обеспечения формирования знаний, умений и навыков детей, усвоения ими способов обучения;

4. полный анализ – это система аспектных анализов, включающих оценку реализации целей занятия, содержания и видов деятельности детей по таким характеристикам, как уровни усвоения детьми знаний и способов умственной деятельности, развитие детей, реализация дидактических принципов;

5. структурно- временной анализ – это оценка использования времени занятия по каждому его этапу;

6. комбинированный анализ – это оценка (одновременная) основной дидактической цели и структурных элементов;

7. психологический анализ – это изучение выполнения психологических требований к занятию (обеспечение познавательной деятельности детей развивающего типа);

8. дидактический анализ – это анализ основных дидактических категорий (реализация принципов дидактики, отбор методов, приемов и средств обучения дошкольников, дидактическая обработка учебного материала занятия, педагогическое руководство самостоятельной познавательной деятельностью детей и т.п.);

9. комплексный анализ – это одновременных анализ дидактических, психологических и других основ занятия (чаще всего системы занятий).

Анализ занятия.

• Удалось ли мотивировать детей к предстоящей познавательной деятельности?

• В какой форме прошло Целеполагание занятия?

• Как было организовано восприятие детей при изложении учебного материала (по времени, по пределу доступности излагаемого материала, по объему предлагаемой информации, по задействованию сенсорной сферы ребенка, по использованию приемов педагогической техники)? Особое внимание следует уделить доступности и объему информации.

• Какие приемы были использованы для активного осмысления детьми предлагаемого учебного материала, насколько они были успешны?

• Психологический климат занятия: положительный, эмоциональный или его отсутствие.

• Способствовало ли подведение итогов занятия повышению (интереса детей к данному виду деятельности)?

• Отбор содержания занятия: научность, логичность, системность, доступность, наглядность, оптимальность объема учебного материала.

• В чем проявилась творческая активность детей?

 

Самоанализ занятия.

1. Цель.

2. Задачи (обучающая, развивающая, воспитательная)

3. Вид занятия.

4. Тип занятия.

5. Какие методы и приемы применяли, в чем их педагогическая ценность и как они себя оправдали?

6. Какие наглядные пособия применяли и в чем их педагогическая ценность?

7. Активность детей, учебная деятельность детей.

8. Какие затруднения возникли и как они были преодолены?

9. Как реализовалось выполнение задач и достигнута ли цель занятия?

ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГА

 

САМОАНАЛИЗ

НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

1. Соотнести поставленные цели с достигнутыми, определить причины успеха или неудачи.

2. Определить уровень формирования знаний (логичность подачи материала, научность, доступность, трудность, нестандартность) и умений.

3. Ответить на вопрос, что нового дала данная непосредственно образовательная деятельность для развития ребенка.

4. Подумать, насколько оптимально была выстроена непосредственно образовательная деятельность? Соответствовала ли она уровню подготовки и развития детей? Адекватна ли была организация деятельности воспитанников образовательным, развивающим и воспитывающим целям, задачам?

5. Оценить степень активности детей во время НОД.

6. Каким был темп НОД? Поддерживался ли интерес детей к деятельности на всем протяжении времени? Как была организована смена видов деятельности?

7. Очень важна та его сторона, которая связана с оценкой деятельности детей. Надо постараться оценить, как каждый ребенок действовал во время выполнения задания, соотносил ли свои действия с образцом, заданным условием.

8. Попытаться охарактеризовать психологическую атмосферу НОД, степень доброжелательности, взаимной заинтересованности всех участников деятельности, характер их общения.

9. Немаловажным является настроение педагога после НОД. Изменилось ли оно по сравнению с тем, каким оно было? В чем причина этих изменений? Что теперь, после того, как деятельность прошла целесообразно было бы изменить в нем? Что можно поставить в плюсы, а что в минусы?

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА КОНСПЕКТА НОД

Конспект непосредственной образовательной деятельности в (указать возрастную группу, название НОД)

Разработан в соответствии с тематической неделей «какой?»

Тема: (указать тему)

Цель:

Задачи НОД (указываются задачи по основной образовательной области):

Задачи интегрируемых образовательных областей (перечисляются,

Задача может проходить через несколько областей, например, Развивать отзывчивость, желание помочь ближнему (Социализация, коммуникация).

Прописать задачи по каждой из областей, которые будут решаться на данном занятии.

Предполагаемый результат:

Виды деятельности: (перечислить те, которые будут использованы на занятии: продуктивная, коммуникативная и т.д.)

Формы организации совместной деятельности.

(прописываются те формы, которые соответствуют указанным видам деятельности и применяются в НОД)

Предварительная работа: (если необходимо)

Материал к НОД: (перечислить)

Участие родителей в проведение НОД: (если это необходимо по ходу занятия)

 

КАК ПРЕДСТАВЛЯТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ (на примере представления опыта учителя)

Пахомова Е.М., заведующая кабинетом педагогического опыта

АПК и ППРО, к.п.н., доцент кафедры педагогики и психологии

Как представлять опыт работы учителя?

Следует отметить, что педагогический опыт можно представлять как целостно (система), так и его отдельными частями (компоненты).

Заметим, что обобщению и описанию подлежит система или отдельные компоненты опыта учителя, которые стабильно дают положительные результаты.

Следовательно, в материалы необходимо ввести подтверждение этой результативности. К примеру, говоря о методах обучения, совершенно недостаточно перечислить их.

Важно показать, что нового в их использование привнесли Вы, как методы работают у Вас на уроках, привести два-три ярких примера из личной практики.

Настоятельно советуем при подготовке материалов чаще обращаться к научно-педагогической литературе, что поможет Вам избежать неточностей в описании, а затем и в устных выступлениях на самом конкурсе.

Предполагаем, что большую часть работы учитель выполняет самостоятельно, обращаясь к помощи методиста лишь в затруднительных случаях.

Итак, уважаемый коллега, с чего же начать работу над осмыслением своего опыта?

На наш взгляд, можно пойти следующим путем.

1. Вычленить противоречия, которые побудили Вас пересмотреть свои взгляды на преподавание предмета и выстроить иную иерархию целей, задач и условий по сравнению с традиционно предлагаемой в существующих программах и методиках. Таким образом ,сложится концепция педагогической деятельности.

2.Определить и сформулировать сущность своего опыта, ведущую идею. Выделить составные части и выстроить их в логической иерархической последовательности.

3. Описать "Теоретическую интерпретацию опыта" с отражением следующих составляющих:

• сущность опыта;

• результативность;

• трудоемкость осуществления (для учителя и ученика);

• возможность и условия освоения.

Заметим, что это лишь совет, которым уже воспользовались многие конкурсанты. Вполне возможно, что Вы выберете иной путь осмысления и описания опыта.

Если Вы используете при этом научные концепции или теории, непременно сошлитесь на них. Ваша работа от этого только выиграет. Чрезвычайно важно отразить, на какие научные исследования Вы опираетесь, кто из ученых, ведущих практиков был Вашим предшественником в поисках наиболее успешного обучения детей.

Составьте список используемой литературы: с одной стороны, это будет свидетельством Вашей теоретической осведомленности, с другой,- отвечать требованиям научной и педагогической этики.

Представляя авторскую программу, проект, укажите, как они вписываются в стандарт? Что в них собственно авторское (новизна), а что заимствовано? Акцентируем Ваше внимание на том, что опора на предшественников никак не умаляет достоинств Вашего материала, а лишь подчеркивает Вашу компетентность.

4. Описать каждую составную часть Вашей концепции (или компоненты учебно-воспитательного процесса), факторы успешности. При возникновении затруднений обратитесь за помощью к методисту, курирующему Ваш предмет.

5. Описать сущность собственного опыта (новаторского или традиционного).

Отразить факторы успешности представляемого опыта работы в следующем порядке:

• название фактора успешности (что?);

• с какой целью Вы его применяете и в какой последовательности (для чего?);

• структура, состав, последовательность операций (как?);

• что дает применение этого фактора (результат);

• за счет чего Вы получаете высокие результаты? (условия эффективности).

6. Описать условия обеспечения успешной деятельности учащихся, при которых “неизбежным” становится формирование знаний, умений и навыков в заданных Вами параметрах (быстрота, мера трудности, автоматизм, прочность и т.д.).

Описание опыта возможно (но могут быть и другие формы описания ПО) представлять в форме информационно-педагогических модулей. Что это такое?

Под информационно-педагогическим модулем (ИПМ) понимается "краткое, конструктивное описание информации”.

Основные характеристики ИПМ:

- логическая завершенность (информация в виде ИПМ должна носить целостный характер и содержать конкретную часть опыта, отнесенную к одному из компонентов учебно-воспитательного процесса или системы):

- информативность (информация, представленная в ИПМ, должна быть достаточной для ее понимания и использования в практике);

- точность трактовки педагогических понятий, научность описываемых категорий.

Педагогическая информация описывается комплексом ИПМ. Рассмотрим общий алгоритм (последовательность действий) такого описания.

1. Выделите в собственном опыте то, что составляет его сущность. Определите, в каком соотношении находятся Ваши нововведения и сложившиеся традиционные формы, методы, приемы и т.п. Составьте примерное оглавление описания опыта.

2. Выстройте логическую последовательность ИПМ в дедуктивном порядке (от общего к частному).

Если анализируемый опыт имеет системный характер, то полученную последовательность можно назвать "Система работы...”. Если же Вы предполагаете описать только отдельное направление, то найдите для этого адекватное название: например “Опыт литературно-краеведческой работы...” или “Опыт использования структурно-логических схем на уроках...”

3. Составьте текст каждого ИПМ. Отредактируйте его с точки зрения полного соответствия заявленному жанру.

Удалите из текста малоэффективные рассуждения, повторы, сократите громоздкие словосочетания. Обратите внимание на соответствие основной идеи и принципов ее реализации содержанию и технологичности изложения.

Сделайте приложения к описанию опыта. Это не менее трудоемкий процесс, поскольку необходимо отобрать из своей объемной педагогической копилки образцы, наиболее ярко подтверждающие описанный опыт. Это могут быть методические разработки, алгоритмы учебной деятельности школьников или поэтапных действий учителя, структурно-логические схемы и т.п.

Описание опыта работы - процесс достаточно сложный, требующий глубоких знаний педагогики и психологии, знаний в области научных исследований педагогических технологий как новых, так и использовавшихся ранее, а также умения выявлять степень новизны своего опыта. Ведь это понятие для каждого учителя имеет свою качественную оценку.

Примечание.

Многие учителя, затрудняясь в описании опыта, готовы отказаться от участия в конкурсе вообще. Их пугает сам процесс аналитической деятельности. Это и на самом деле трудно и мучительно. Но, ступив на этот путь вынужденно, учитель приобретает такие умения, которые продвигают его на пути профессионального роста.

Заметим, что работа по анализу своего опыта по праву считается одной из наиболее эффективных формповышения квалификации.

.

***

Итак, Вы завершили работу по описанию своего опыта, подготовили материалы. Предлагаем Вам оценить их в педагогической позиции - “встань на место Другого”. Представьте, что Вы рецензируете эти материалы на входе в конкурс. Прочтите их как опыт Другого и оцените в соответствии с конкурсными требованиями.

Как Вы считаете - это завершенный труд? Все ли понятно? Автор убедителен? Нет ли в материале опечаток, неточностей, ошибок? Соответствует ли внешний вид рукописи требованиям эстетической культуры представляемых на конкурс материалов?

Заметим, что разумная степень критичности на этом этапе подготовки к конкурсу поможет Вам улучшить качество содержания и внешний вид представляемого на конкурс Вашего профессионального портрета.

 

Что делать далее?

Выполнив этот этап работы, готовьтесь к конкурсному занятию. Оно должно стать иллюстрацией того, как в практической деятельности осуществляется все написанное и представленное в выступлении участника конкурса. Из этого следует, что участнику конкурса необходимо детально продумать, как его занятие впишется в контекст представляемой системы работы. Важно в логической последовательности выстроить все виды конкурсных испытаний: описание опыта - конкурсное занятие - самоанализ УЗ. При этом постарайтесь избежать повторов как в описании опыта, так и в выступлениях перед аудиторией.

Заметим, что каждый новый шаг должен расширять и углублять Ваши позиции, вносить новые черты в Ваш личностно - профессиональный образ.

Учебное занятие (а не урок, потому что время ограничено 30 минутами, да и ситуация совершенно не стандартная), как самая центральная часть испытания, требует от конкурсанта большого напряжения. Каким должно быть это занятие? На этот счет существует много точек зрения. Бесспорны несколько позиций.

Важно, чтобы занятие было профессиональным! проблемным! Важно, чтобы на занятии было взаимодействие, диалог!

Учебное занятие должно быть иллюстрацией Вашей системы работы в контексте заявленного Вами опыта, технологии, Ваших педагогических убеждений.

Важно, чтобы после занятия в душе остался праздник творческого единения автора-исполнителя с детьми, с коллегами, с членами жюри.

Конечно, такое занятие своеобразно по содержанию, ориентированному на незнакомых детей. Важно, не распылиться на множество проблем, понятий, вариантов: умение поставить цель, определить задачи и подобрать нужные для их решения средства - вот залог успешности учителя на конкурсе. Разумеется, при этом необходимы такие качества, как способность к импровизации, умение слушать детей, чутко реагировать на их вопросы и ответы, но при этом не дать увести себя в сторону. Быть раскованным и сдержанным одновременно, спокойным, но оперативно ориентирующимся в реальной ситуации.

 

Заметим, что одним из важнейших качеств учителя в любой конкурсной ситуации является умение держать себя в руках, управлять своим творческим самочувствием.

.

* * *

Необходимо отметить, что при всем различии предметов и образовательных областей, для каждого учителя-конкурсанта является обязательным (и это входит в критерии оценки):

• глубокое знание своего предмета (заметим, что некорректное оперирование теоретическими понятиями; неточности, ведущие к искажению смысла, оговорки, речевая небрежность снижают уровень оценки работы учителя на уроке);

• грамотное, в соответствии с целью и задачами урока, использование новых современных или традиционных способов передачи знаний;

• коммуникативные способности, актерское и ораторское мастерство;

• умение достигать результат в любой ситуации при любом уровне подготовленности детей (заметим, что ссылка на незапланированный уровень подготовленности детей некорректна).

Разумеется, каждый предмет имеет свое образовательно-информационное поле и требует использования специфичных методов, приемов, форм. Совершенно очевидно, например, что уроки физики, химии, биологии интересны (зрелищны!) и результативны, когда учащиеся включаются в экспериментальную, исследовательскую работу. Учитель интересен детям, если он сам в совершенстве владеет методикой демонстрационного эксперимента. Так же, как учитель музыки поет и играет на музыкальных инструментах, а учитель литературы владеет художественным словом. Каждый предмет должен отражать присущую только ему специфику.

Однако есть общий взгляд на учителя-победителя в предметной номинации: он неординарен в общении с детьми, он в своем предмете открывает новую страницу (в оригинальной трактовке произведения, в новой технологии, в использовании своеобразных средств передачи информации и т.д.), он интеллигентен...

 

* * *

Если Вы победили в трех турах…

Теперь, когда определились 15 номинантов, мы подошли к Мастер-классу Что здесь требуется от учителя? Каковы задачи этого конкурсного испытания? Кто его оценивает? В каких условиях он проводится?

Мастер-класс оценивает Большое жюри, которое определяет пятерку суперфиналистов и главного победителя - Учителя года. В этом заключается цель этого этапа конкурса. Это самое открытое испытание конкурса, поскольку на нем присутствуют все желающие: участники конкурса, члены предметных жюри и оргкомитета, учителя тех школ, в которых проводились конкурсные уроки, представители прессы...

Тему дня конкурсантам второго этапа объявляет Большое жюри за сутки до проведения. Импровизированный класс подбирает сам конкурсант из своих коллег–участников конкурса.

Что же такое Мастер-класс? Можно ли его подготовить в течение суток? Что его отличает от обычного урока? Кто-то склонен думать, что Мастер-класс - это все-таки шоу, спектакль и что он не может считаться серьезным конкурсным испытанием. Но в большинстве своем и конкурсанты, и члены жюри, и методисты уверены в противоположном.

 

Ведь такое занятие - звездный, победный час! - вынашивается задолго до конкурса, хотя это происходит порой подсознательно. Но такова логика творчества, логика творческой профессии, к которой относится педагогическая профессия. Задача суперфиналиста – мобилизоваться перед занятием, сосредоточить усилия на раскрытии своих интеллектуальных ресурсов. Безусловно, без соответствующей психологической подготовки работать на сцене в течение 30 минут с группой взрослых и держать внимание большой профессиональной аудитории - трудно. Победу в таком испытании одерживают педагоги, обладающие не только высокими профессиональными, но и яркими личностными качествами. Нередко, именно личностные качества определяют уровень успешности учителя.

Это занятие, не должно быть обычным, рабочим, состоящим из всем известных этапов, приемов, действий.

Здесь вовсе не обязательно излагать в полном объеме содержание и требовать от аудитории “полного ответа”: ведь в импровизированном классе - коллеги, они владеют предметом общения. Здесь очень важно, чтобы диалог учителя с его “классом” эмоционально и увлекательно разворачивался благодаря конкретной теме: владение содержанием своего предмета, умение использовать его в необходимом контексте определяет степень профессиональной компетентности претендента на высокое звание. Содержание - это основа, позволяющая продемонстрировать за 30 минут урока педагогическое мастерство, профессионализм и, если позволите, Величие Педагогики.

Это занятие - увлекательное действие с оригинальной постановкой проблемы, с открытием в обычном - удивительного, когда его участники открывают для себя новое, учатся у своего коллеги Мастерству.

Самоанализ занятия, ответы на вопросы Большого жюри (10 минут) в присутствии большой профессиональной аудитории - завершающий этап второго тура Всероссийского конкурса. Мастер, как правило, объективен и самобытен в самооценке своей деятельности, он может объяснить допущенные промахи, проанализировать непредвиденные ситуации, умеет оценить по достоинству работу своих коллег.

Обратите внимание! В последние годы нет жесткого регламента (20 минут занятие + 10 минут самоанализ) — конкурсант может сам распорядиться 30 минутами., отведенными на Мастер-класс.

Это занятие, по мнению большинства, ярко проявляет личностные интересы и особенности конкурсанта, его образованность, широту кругозора, умение выйти за рамки своего предмета, подняться до философских обобщений, показать социальную и гражданскую зрелость Учителя - Мастера..

Заметим, впрочем, можно ли дать какие-либо рекомендации или советы, как стать звездой первой величины?

ПОРТФОЛИО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РАБОТНИКА

 

Общие положения

 

В течение межаттестационного периода педагогический работник формирует портфолио, наличие которого является обязательным при аттестации на первую или высшую квалификационные категории.

Портфолио (от франц. porter – излагать, формулировать, нести и folio – лист, страница) – досье, собрание достижений.

Портфолио педагогического работника - индивидуальная папка, в которой зафиксированы его личные профессиональные достижения в образовательной деятельности, результаты обучения, воспитания и развития его учеников, вклад педагога в развитие системы образования в межаттестационный период.

Основная цель портфолио- проанализировать и представить значимые профессиональные результаты, обеспечить мониторинг профессионального роста педагогического работника.

Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах деятельности: обучающей, творческой, самообразовательной; провести анализ своего профессионального роста, обобщить опыт работы, поставить дальнейшие цели, спланировать и организовать собственную деятельность.

 

Оформление портфолио

 

Портфолио педагогического работника оформляется в папке - накопителе с файлами (скоросшивателе). Основными принципами составления портфолио являются: системность; полнота и конкретность представленных сведений; объективность информации; презентабельность.

Последовательность документов, вкладываемых в портфолио, должна соответствовать экспертному заключению.

Аттестуемый имеет право (по своему усмотрению) включать в портфолио дополнительные разделы, материалы, элементы оформления и т.п., отражающие его индивидуальность. Папка и собранные в ней материалы должны иметь эстетический вид, каждый документ датируется и имеет подпись автора (составителя, разработчика).

Все копии должны быть заверены руководителем образовательного учреждения.

 

Структура портфолио педагогического работника

Титульный лист (Приложение 1)

 

Раздел 1. Общие сведения о педагоге

• образование (копия диплома);

• копия аттестационного листа предыдущей аттестации;

• повышение квалификации (копии документов).

Раздел 2. Документы для проведения процедуры аттестации

• два комплекта экспертных заключений (для работы экспертов);

• аттестационный лист, заполненный до 6 пункта (включительно).

 

Раздел 3. Владение современными образовательными технологиями и методиками, эффективность их применения

Раздел 4. Вклад в повышение качества образования, распространение собственного опыта

Раздел 5. Результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений

Раздел 6. Награды и поощрения за успехи в профессиональной деятельности

Документы разделов 3-6 должны соответствовать требованиям, указанным в экспертном заключении по данной должности и типу учреждения.

Каждый пункт имеет свой балл. Педагогический работник, собрав портфолио, может провести самоэкспертизу и определить сумму баллов. Необходимую для аттестации на первую или высшую квалификационную категорию сумму баллов можно набрать, не имея собственных книг, монографий, не являясь доктором наук или победителем всероссийского профессионального конкурса. Педагог сам определяет «набор» документов (в соответствии со своей педагогической деятельностью), которые он может собрать в межаттестационный период.

Экспертное заключение учитывает деятельность педагогического работника в соответствии с требованиями приказа Минобрнауки России от 24.03.2010 №209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений» (пункты 30 31) и приказа Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 №761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».

Экспертные заключения утверждены распоряжением Комитета по образованию от 18.03

Откуда появилась традиция создавать портфолио учителя?

Из жизненной необходимости, ведь требования к качеству образования постоянно повышаются. С одной стороны, портфолио учителя необходимо администрации образовательных учреждений для мониторинга эффективности работы преподавателя, с другой, что более важно, – для самонаблюдения и самосовершенствования педагога.

Портфолио учителя, по мнению Питера Зелдина, автора книги «The Teaching Portfolio», есть очередной этап в развитии профессии – также в свое время в портфолио воплотились важнейшие достижения дизайнеров, фотографов и архитекторов.

Портфолио(от англ. portfolio – портфель, папка для важных дел или документов) – это набор документов, образцов работ, фотографий, дающих представление о предлагаемых возможностях, услугах специалиста. Это одна из самых важных составляющих успешного поиска работы через Интернет. Ведь благодаря портфолио, даже не видя тебя, и не общаясь с тобой, у заказчика есть возможность сделать конкретные выводы о твоих опыте и профессионализме. И поэтому вполне естественно, что от качества портфолио напрямую зависит заинтересованность работодателей в твоих услугах и количество отданных тебе заказов.

Но тема портфолио касается не только трудоустройства, во многих зарубежных, да и российских школах ввели систему ведения портфолио, как дополнительную систему оценки знаний и достижений.

Что такое портфолио учителя?

Это описание в фактах педагогических качеств и достижений преподавателя, включающее в себя спектр документов, формирующий представление о специфике подхода и мере профессиональной эффективности учителя. Материалами его могут являться ежегодные результаты психолого-педагогической диагностики, тесты по профессиональной направленности учеников. Кроме того, портфолио фиксирует индивидуальные достижения и победы учащихся в предметных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях, их участие в различных проектах. Оно может содержать творческие разработки, исследования, доклады. Таким образом накапливаются сведения, касающиеся достижений конкретного ученика в учебе и внеучебной деятельности.

Создание и продвижение портфолио преследует также ряд частных целей:

  1. Проследить эволюцию профессиональной педагогической деятельности конкретного учителя.
  2. Систематезировать учебные материалы и наработки для демонстрации работодателю.
  3. Продемонстрировать достижения менее опытным коллегам.
  4. Предложить способ организации того или иного учебного курса.
  5. Послужить основой для участия в конкурсных и грантовых программах.
  6. Способствовать расширению методического диапазона образовательного учреждения

В портфолио учителя должны воедино сливаться личные педагогические идеи и убедительные средства подтверждения их эффективности. Ни в коем случае портфолио педагога не является беспорядочной свалкой всех когда-либо разработанных тестов, уроков, курсов.

Такой феномен как раскрутка портфолио учителей в США объясняется эффективностью идей портфолио как визитной карточки преподавателя. Сегодня более 1000 американских школ и вузов активно используют портфолио как меру состоятельности педагога независимо от дисциплины, будь то математика, английский язык или физика.

Какова же структура портфолио учителя?

Есть ли общепринятая модель портфолио? Нет. Портфолио учителя очень индивидуально. Кроме этого большую роль в формировании портфолио играет специфика учебной дисциплины, в рамках которой оно создается.

И все же есть общие элементы, компоненты портфолио, которые можно проследить в любых дисциплинах. Вот они:

  1. Информация «от себя» – формулировка педагогической философии преподавателя, описание используемых методик, указание разрабатываемых дисциплин, представление образовательных целей и задач.
  2. Информация «от других» – отзывы коллег, учеников, студентов о курсах, учебных программах, тестах, стиле проведения занятий, внеаудиторной деятельности и т.д.
  3. Примеры учебных мероприятий – достижения студентов, результаты научной работы учащихся, примеры эссе и т.д.

Материалы, подкрепляющие педагогические принципы преподавателя, являются следующими:

  1. Свидетельство сотрудничества с коллегами, которое привело к повышению эффективности их работы

    2. Видеозапись типового занятия преподавателя.

    3. Материалы, подтверждающие эффективное использование технических средств обучения, напр., компьютера, аудио- и видеоаппаратуры.

Каковы основные принципы составления портфолио учителя?

  1. Объем портфолио учителя не должен превышать 8-10 страниц + приложение.

    2. Портфолио учителя – это не воплощение успеха, а материал, отражающий все стороны его работы. Экспериментальная работа, даже не совсем удачная, может свидетельствовать об исследовательской натуре педагога.

    3. Организация информации в портфолио педагога подчиняется двум основным правилам: последовательность и ясность.

    4. Все заявленные педагогические умения подтверждаются примерами осуществленных преподавателем мероприятий.

    5. Грамотно составленное портфолио учителя отвечает в первую очередь на вопрос «Как?», и только потом на вопрос «Что?».

Пример портфолио учителяв виде плана выглядит следующим образом:

  1. Выполняемые обязанности

    2. Формулировка педагогической философии преподавателя

    3. Цели, стратегии, методологии

    4. Описание учебных курсов

    5. Средства совершенствования педагогической деятельности (конференции, курсы повышения квалификации, мастер-классы)

    6. Результаты диагностики учащихся по заявленным учебным программам

    7. Примеры достижений студентов

    8. Намеченные профессиональные перспективы

    9. Приложения, подкрепляющие заявленные ранее положения.

P.S.: ЛИКБЕЗ: правильный вариант написания – ПОРТФОЛИО (от англ. PORTFOLIO), а непартфолиоилипорфолио!

http://chelpro.ru/

ПРИЛОЖЕНИЕ

Современное портфолио — это попытка передать идеи с помощью текста, изображений и всего набора мультимедийных возможностей (звука, анимации и др.). Этот документ может принимать форму брошюры, папки или альбома в электронном формате (например, презентационная программа PowerPoint или набор графических файлов), персональной странички или целого сайта. Вы можете просмотреть образцы портфолио:

© 2011-2019 Государственное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 «Апельсин»

Город Байконур, улица Горького, дом 38

8 (33622) 7-70-11, 7-57-88

apelsin.baykonur@mail.ru

Разработка и поддержка сайта: студия Gala

Сайт обновлен: 2024-04-29 10:14:30